obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Операция "Наследник". Шостакович

***

Дмитрий Шостакович был не просто советский композитор, а визитная карточка cталинского Кремля.

Музыкальный авангард, поддерживающий и, в свою очередь, поддержанный политическим - коммунистическим - авангардом.

Диктатура пролетариата, ежовые рукавицы, сталь тяжелой промышленности, железобетон дипломатии Молотова, НКВД, бреющий полет сталинских соколов над пылающей, раскулаченной станицей, свинцовый кулак советской армии, вышибающий мозги и селезенку фашизму - нашли своё выражение в формалистических композициях Шостаковича.

Шостакович был, по сути, Вагнером Кремля.


IMG_9441


В духе его музыки воплотилась героическая мифология Союза Советских Социалистических Республик.


Сама личность Шостаковича мифологизировалась, героизировалась, восхвалялась пропорционально масштабу и значению его творчества.

Публичные прижизненные почести, воздаваемые Шостаковичу, беспрецедентны - столько не получал никогда ни один деятель культуры - пять Сталинских премий, Ленинская премия, звание Героя Соцтруда, Государственная ( считай, - шестая Сталинская ) премия , три ордена Ленина - далеко не полный перечень его наград.

И это всё за что?

За трио?
квинтет?
поэмы для хора?

за звуки?
колебания воздуха?

в стране, в которой материализм - часть официальной идеологии?

Не смешите.

С такой щедростью награждали, может быть, в Российской Империи - Потемкина, Орлова, Суворова, Кутузова, кроме них в голову приходят, уже в общеисторическом контексте, разве что древнеримские триумфаторы, въезжавшие в столицу на позолоченных колесницах.

Так награждают великого полководца, выигравшего десятки важнейших сражений! Государственного мужа, прирастившего земли; строителя городов, разрушителя империй.

За коллективизацию, индустриализацию, казни врагов народа, победу над Германией, победу социализма в Европе, за ядерную бомбу, послевоенное строительство ...

То есть: наградили Дмитрия Шостаковича именно за все великие советские свершения, которые он, Дмитрий Шостакович претворил в духе музыки.

Cоздатель великой символики, что закономерно, должен был и сам стать великим символом.

На становление этого символа были затрачены гигантские средства, несоизмеримые, разумеется, с тем, что было выдано Шостаковичу в виде денежных премий, в форме ювелирного золота орденов.

Качественно иные.

Главные затраты произошли на пересечении частной жизни современников Шостаковича и исторического потока, омывавшего эти жизни.

Иными словами, - чтобы совсем просто и ясно,

- для ленинградского блокадника "Седьмая" есть полное выражение того, что он знает о рае, аде и спасении; соответственно - создатель "Седьмой" - есть особа, приближенная к Cоздателю, его эманация в форме советского композитора, проливающая Высший Свет, благославляющая через музыку всё советское, включая самого изъеденного голодом и холодом блокадника, его близких, друзей, родных, в том прошлом, которое хранится в его памяти, настоящем, каким он его видит, будущем, каким оно ему представляется, данных в вечности, клубящейся на границе/за границей обозримого, собирающей прошлое, настоящее, будущее, вместе с заключенным в них индивидом в облачные объятия, полные молочных рек, кисельных берегов в Стране Муравии под общим наркозом.

Да никаких почестей не может быть слишком много для того, кто способен живописать онтологические откровения с такой достоверностью и силой.

_______________________________
Tags: Операция "Наследник"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments