obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Операция "Наследник". Евтушенко (7)

***

В одном из ноябрьских номеров Нью-йоркера поместили потрясающую, иначе не скажешь, картинку.


Screen shot 2014-01-03 at 6.10.18 PM


В белое ватное, - на первый взгляд заснеженное, на второй - непроницаемое, бесконечное пространство - втягивается отряд гитлеровцев, а им навстречу выходит разбитая армия Наполеона; подпись: ( вермахтовец разглядывает французов):

- "Россия все время оказывается больше, чем вы думаете."




Особую остроту шутка приобретает от того, что новое вторжение идет полным ходом. Непосредственный адресат публикации давно перешел все границы, и теперь разглядывает журнал, рассуждает сам с собой, мысленно озирает события военной истории, ему навстречу проходят - не одна, а две разбитые армии - и французская, и немецкая; глядя на них, помня о их судьбе, предстоит планировать дальнейшее.

Как всякое гениальное, картинка не просто остроумное предупреждение - не искать неприятностей в России, а еще и выражение того, что есть Россия, чем она является по отношению к тому, что не-Россия, к внешнему. Следует: в России недавнее прошлое встречается с далеким прошлым, и переформатируются в настоящее. Сам процесс невидим, скрыт. Видно только то, что на входе, и что на выходе. Россия показана как "машина", которая делает историю. Этот смысл дан художником непреднамеренно, схвачен интуитивно, выявлен по ходу совсем другого дела, но чем непосредственней выражение, тем оно правдивее и поэтому ценнее. Россию понимают и чувствуют как место, в котором история выделывается буквально как ложка из дерева. Так оно и есть.

"Мировая история делается в России" - можно было бы дать и такую подпись.

Россия - наследница Византии, в состав которой на правах провинции входил Древний Египет - колыбель цивилизации. Через Византию Россия наследует Египту, то есть началу начал. Самые проницательные русские безошибочно указывали на это родство. На протяжении сорока веков в Египте совершалась колоссальная работа, по сложности и по тяжести несопоставимая ни с чем.

Просто: не c чем сравнивать.

Руководствуясь лишь собственным, лишь тем что было в наличии, не имея предшественников, учителей, откровения свыше, без опоры и поддержки, древний Египет совершал прорыв к единобожию. Готовил религиозную революцию, великую перемену в сознании человека. Египетские пирамиды - символ этого усилия. Самый значительный, самый трагический, вдохновенный и вдохновляющий памятник духовной жажде, силам человека, его героизму, который эта жажда способна пробудить.

Поэты о подобной высоте духа гимны слагают. Самая поэтическая тема. Но не для Евтушенко.

Все в той же "Фуку" он клеймит фараонов, надсмотрщиков, рабовладельцев за то, что те безжалостно эксплуатировали бесправных рабов, проливали реки невинной крови ради удовлетворения собственного тщеславия, выразившегося в форме архитектурной гигантомании. Преступники и убийцы.

Вообще, если бы история развивалась в соответствии с высокоморальными стандартами поэта-гуманиста и мыслителя Евгения Евтушенко, то не только пирамид, ничего бы не было построено. Ничего бы не было. Высшим достижением зодчества была бы землянка, вырытая палкой-копалкой, люди бы перебивались кореньями, были бы счастливы перекусить жучком-червячком, да и сами не отличались бы от насекомых. К счастью, для человечества оно пошло по-другому, преступному, с точки зрения, Евтушенко, пути.

Люди строили, воевали, порабощали друг друга, открывали земли, истребив аборигенов, эти земли заселяли, молились богам, жгли старые храмы, приносили жертвы новым богам, сочиняли песни, писали романы, прославляли в них свои подвиги, изобретали могучее оружие, в частности, ракеты, на которых полетели в космос ...

Жизнь устраивается при содействии смерти. По-другому бывает только - прозябание и смерть.

Непримиримый враг тоталитаризма, жестокости, агрессии - всемирный человек и пацифист Евтушенко, при помощи лживых интерпретаций истории, убеждает Россию и русских быть пониже и потише. Ниже травы, тише воды. Не брать пример с великих. Согнуться и заткнуться. Попросту говоря, - поскорее испустить дух.

Единственный положительный образ в "Фуку" - человек, как говорили в школе на уроках литературы, из народа, простой рабочий-строитель, экскаваторщик Сарапулькин. Этот действительно представляет собой нечто в русской словесности небывалое, неслыханное и невиданное. Пионер - всем ребятам пример. Днем он работает, а после работы, когда остальные идут играть в футбол, на танцы, или пить пиво, он в собственное, свободные время, используя сэкономленное топливо ( все детали приведены точно по оригинальному тексту) роет себе экскаватором могилу.

В отличии от кровожадных фараонов, Сарапулькин не готовится к вечной жизни, он просто готовится сойти в гроб, на полном самообслуживании, добровольно очистить территорию.

Русский поэт Евгений Евтушенко нарадоваться на сознательного Сарапулькина не может. А прогрессивная часть российского общества не нарадуется на Евгения Евтушенко. Вот ведь написал - так написал, удружил - так удружил.

- На тот свет их всех, самовывозом!

С 1985 года, с момента публикации поэмы либерально-почвенническим журналом "Новый Мир", я не слышал ни одного публично высказанного слова протеста, или хотя бы сомнения по поводу Евтушенковских светлых идей. Уже тогда я догадался, что "почвеннический журнал" это такой журнал, в котором радеют о том, как бы всех русских поскорей оформить на погост и сгноить, увеличив тем самым почвенный слой.

Они слушали. Они постановили.

Против?

Ни одного с 1985 года.

Воздержавшиxся?

Ни одного.

Так что, значит, все идет, как и решено - самовывозом?

Впору было бы загрустить, да спасибо Америке, еженедельно утешающей меня журналом "Нью Йоркер". Не одним обрадует, так другим. Помогает сохранить надежду.

Screen shot 2014-01-03 at 6.10.18 PM

Россия все время оказывается больше, чем вы думаете.

_____________________
Tags: Операция "Наследник"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments