obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Личность Поэта. Сергей Чудаков ( фрагмент 6) 17

-
17. + = + = +



DSC04973.jpg



На заводском щите “Не проходите мимо”
прочёл прекрасные стихи, цитирую:
Нина пьёт в столовой водку,
Ест капусту и селёдку.
На другое не хватает —
Слишком мало получает.

Сочинитель имел, разумеется, добрые намерения,
но по наивности, или под давлением материала, создал
злую сатиру на наш режим.

Что ты думал сказать
партийный активист?
Что ты об этой Нине
вспомнил или узнал?
Твои прекрасные стихи
перерастают тебя
И становятся как бы вечными.
А ты умрёшь.

___

Формулы закономерно появляются в стихах Сергея Чудакова, поскольку его стихи по точности и смысловой наполненности сопоставимы с научным материалом; в этих случаях естественно использовать математическую символику.

Записанная с эйнштейновским лаконизмом формула, поставленная в заголовок 17-го фрагмента, отдаёт свой смысл так же легко и изящно, как Е = MC2. Всё что требуется от реципиента - это правильно поставленная оптика.

В случае с Эйнштейном очевидны три вещи: 1) Энергия есть масса, 2) Масса есть энергия, 3) Энергия может превращаться в массу; масса - в энергию.

Масса маленького кусочка урана, помноженная на скорость атомов, вошедших в цепную реакцию, освобождает энергию способную стереть с лица земли Содом и Гоморру.

Энергия горящих газов гигантской звезды является одновременно и той массой, под давлением которой звезда коллапсирует и превращается в чёрную дыру.

Формула Сергея Чудакова выстраивается аналогично: Нина пьёт водку и ест селёдку потому, что у неё мало денег. За это она подвергается критике. Следовательно, её теперешнее состояние/положение неудовлетворительное, и его необходимо поменять к лучшему.


Логика конкретной ситуации требует оппозиционного выбора; логика языка требует антонима; математическая логика требует противоположного знака.


DSC04975.jpg


Денег мало; недостаток, нехватка чего либо выражается знаком ( - ), соответственно, противоположное минусу выражается знаком ( + ).

Если у Нины будет больше денег, то её теперешнее состояние окажется преобразованным с поправкой на знак ( + ).

Получается: + (денег) = + ( водки) = + ( селёдки).

Простое увеличение денег приведёт к ещё большему потреблению водки и селёдки.

Если тенденция к увеличению денег продолжится, то в какой-то момент произойдет качественное преобразование потребления:
+ ( денег) = + ( коньяка) = + ( c ломтиками груши ).

В случае дальнейшего прироста денег у Нины, видим:
+ ( денег) = + ( шампанское Кристал на Кап де Фера) = + ( с чёрной икрой).

Следуя путём, проложенным автором стихотворения на агитплакате: вместо рабочей девушки с завода получается классическая буржуазка или классическая проститутка, что в сущности одно и тоже.

Стихотворение на щите увидело/показало в современном ему советском настоящем черты общества потребления, и, таким образом, предрекло:

1) конец советского строя, 2) будущее общество с культом уже больше не личности, а потребления.



DSC04971.jpg


Конец личности, уничтоженной культом потребления.

Советский сатирик, бичующий низкую культуру пролетарского быта, предсказал неотвратимость упадка социализма и грядущий рынок. Написал то же самое, о чем Маркс и Энгельс написали в Манифесте : “Пролетариат - могильщик буржуазии”.

’’Злая сатира” на советский режим заключалась в изображении представителя класса-гегемона, обреченного на перерождение в своего собственного могильщика.

На фоне тотального идиотизма советской культуры шестидесятых годов неожиданное стихотворение с агиплаката произвело на Сергея Чудакова эффект, сравнимый с мене, текел, фарес. С ударом молнии.

Конец Вавилонского царства. Блудница Вавилонская скачет на коне багряном в задымлённый пожарами город, увитая жемчугами, упоёная кровью святых.

Под ‘’тотальным идиотизмом советской культуры шестидесятых’’ в первую очередь здесь имеется в виду абсолютно бездарный интеллигентский сентиментальный, ханжеский, оппортунистический культурный дискурс. Бесплодный в практическом, в теоретическом, в художественном смысле.

Презирая трудящихся, интеллигенция безо всякой меры подхалимничала и заискивала и перед титульным классом, и перед партийным руководством.


DSC04970.jpg


Кривлялись, поясничали, лакировали, и перекрашивали в розовый.

Жила, к труду привычная,
Девчоночка фабричная,
Росла, как придорожная трава.
На злобу неответная,
На доброту приветная,
Перед людьми и совестью права.
Перед людьми и совестью права.


Гораздо более профессиональные сутенеры, чем Сергей Чудаков, работали над текстом песни и образом исполнительницы.

Хотя разоблачили и песню, и образ певицы Валентины Толкуновой, моментально.

Широко циркулировала пародийная переделка:

“Девчоночка фабричная, а может и публичная, была у нас сегодня вечерком”.



Единственным исключением из общего правила замалчивания актуального в массовой советской культуре стал замечательный фильм Олега Ефремова “Старый Новый Год”, где состояние и расстановка общественно-политических сил показаны в соответствии с тогдашней действительностью. Пред-апокалиптической. Всё и вся накрывается/ются медным тазом в общественной бане, с песнями, водкой, анекдотами, на фоне новоселья и наступающего Старого Нового Года. Упадок, перерождение, поражение, ничтожество, задрапированные словоблудием, снобизмом, алкоголизмом, маразмом.



Старое по Новой к вам идёт!

Старую жизнь счастливо вам начинать!

Время назад! Полный назад!

Поздравляем!


DSC04974.jpg


Шайка-лейка-новостройка/перестройка грядут.

А если на другое не хватает, то это только оттого, что мало получают всё ещё.

Сергей Чудаков был гений. Подлинный. Формулу грядущего потребительства он вывел, когда едва блазнился всеобщий пожар, но ничего ещё не горело.

На самой заре перестройки было опубликовано стихотворение Игоря Иртеньева, доведшее сюжет с фабричной Ниной до следующего этапа.

Девушка в прозрачном платье белом
В туфлях на высоком каблуке
Ты зачем своим торгуешь телом
От большого дела вдалеке?

Почему пошла ты в проститутки?
Ведь могла геологом бы стать,
Или быть водителем маршрутки,
Или в небе соколом летать.

Нина окончательно вышла из пролетарской жизни, водки и селедки; вышла оттуда, где получают мало, - туда, где получают много.

Ничего принципиально нового с ней не произошло. В шестидесятых она уже такая и была. Целиком определялась формулой.

+ = + = +

И в точности как неизвестный партийный активист, создавший образ Нины, Игорь Иртеньев в этом стихотворении себя превзошел.

В партийно-ангажированном глумлении залетел в противофазу:


В этой жизни есть профессий много,
Выбирай любую, не ленись.
Ты пошла неверною дорогой,
Погоди, подумай, оглянись!


Е = МС2.

Энергия преобразуется в массу ( дух - в материю).

Но реакция идёт в обе стороны.

Справа налево = слева направо.

В одной книге о теории относительности я прочитал, что этимологически слово “масса’’ восходит к слову “маца’’.

***

Последнее, что следует сказать относительно семнадцатого фрагмента стихотворения Сергея Чудакова, касается строк:

Твои прекрасные стихи
перерастают тебя
И становятся как бы вечными.
А ты умрёшь.

Почему автор вечных стихов не войдёт в вечность?

Потому что как поэт он оказался недостаточно для вечности хорош.

Стихи прекрасные, они в вечность войдут. А поэт в данном случае их не стоит, не заслуживает.
Поэтому: стихи им написаны, но его не оправдывают.
Стихи отдельны/отделены.
Рассматриваются отдельно.

Они не станут пропуском поэта в вечность. Его личность не представляет для вечности ни малейшего интереса.

Об этом у Чудакова отлично сказано в другом месте.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments