obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Личность Поэта. Сергей Чудаков ( фрагмент 7) 28-30

28-30. Финал поэмы



IMG_3197.jpg



Я мало пишу о смерти,
но думаю о ней всегда.
Собственно говоря,
тут ни к чему ‘’писать’’.
Есть жизнесмерть в некотором единстве,
с ударением то на первой, то на второй половине.
А собственно ‘’смерть’’ узка,
ей довольно щепотки слов.



Лодка.


Какова задача поэта,
сердцевина этой задачи?
Есть жизнесмерть
как низкосидящая шаткая лодка.
Вы стоите и переносите тяжесть то на одну ногу,
то на другую: то жизнь, то смерть.
Безразлично, вперёд или назад вы
повернуты лицом и кто сидит в лодке.

Е не равно мц2


Представьте себе, что Вы - соединительная гласная
в слове жизнЕсмерть.
Е - словно письменный стол,
поставленный на попа в целях поп-арта.
Что Вы гласите, что за стихи
в Вашем столе?
В моём — чепуха, поэма.
Ругайте меня Евтушенкой.


В дополнение к поэме цитирую четверостишие Бо-Цзюй-и,
которым я некогда пытался унять безумных толкователей
книг в курилке Румянцевской библиотеки. Я понимаю,
что буду к старости подобен этому спящему хранителю.
Долой аллегории, научимся смотреть правде в глаза!
Четверостишие называется ‘’В дальнем зале дворцового
книгохранилища’’. Это и есть тот самый сюрприз,
который обещан читателю во вступлении.

Дождь заливает акаций цветы
там, где надвинулась осень.
Ветер - утуна листы шевелит
на вечеряющем небе.
День напролёт в дальнем зале своём,
вовсе не занят делами,
Старый хранитель с седой головой
спит, прикорнувши на книгах.

***

Моё сердце как женский ботинок
по ночным тротуарам стучит
я работник московской богемы
светлячок или метеорит

ах зачем этот камушек малый
пробивает непрочный висок
выразительной струйкою алой
перечёркнутый наискосок

для чего чего этот камушек тёплый
на знакомой ладони лежит
почему этот камушек тёмный
а ладонь так прозрачна на вид

не прочней сигаретного дыма
то что любим о чём говорим
легионы советского Рима
сапогами вредят мостовым

тяжела Триумфальная арка
современник ютится под ней
а любовь это вроде подарка
и цианистых капель вредней


_____________________




“Литература двух путей’’ - феномен первохристианской письменности - является отчётливым прототипом поэмы Сергея Чудакова. Это окончательно становится заметным в её финале.

В основе ‘’литературы двух путей’’ лежат образы жизни и смерти, пришедшие в неё от ветхозаветных пророчеств: ‘’так говорит Господь: вот Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти’’ ( Иерем. 21:8).

Из талмудического наследия тема ’’двух путей”, преломлённая в исторической актуальности, вновь поднимается на поверхность. Антагонистическая жестоковыйность первоисточника, настаивающая на непременно одном-единственном выборе из двух возможных, сменяется идеей конвергенции, возникшей из оппортунистической антисоветской либеральной доктрины.



DSC04151.jpg



Поэт становится соединительный мостом между жизнью и смертью, и проходит по нему в бессмертие.

А если провал? если поэма дрянь? Тогда смерть. Тогда считайте меня Евтушенко.

Сергей Чудаков отсылает к старому анекдоту: солдат перед боем пишет записку - “ если меня убьют, считайте меня коммунистом; а если нет, так нет’’.

Важно обратить внимание на эклектизм “литературы двух путей’’, указывающий на одушевлённую природу мировоззрения вообще. Пребывающего в постоянном развитии, в поисках живой образности, готового ухватить все что попадётся под руку, и моментально употребить в дело.

Только в одном из апокрифов патролог, архимандрит Киприян насчитал девяносто цитат из книг Ветхого и Нового Заветов, книги Товита, хохмических книг, Притч, Премудрости и проч.

Происхождение авторов ‘’литературы двух путей’’ подобно их сочинениям - эклектическое и гибридное. Или христиане из евреев, или евреи из христиан. Язык использовался - гибраизированный греческий.

Вещам, людям, языку только ещё предстояло обрести свои границы, форму, меру.

В исторической ретроспективе классическая тема “двух путей жизни и смерти”, в зависимости от актуального спроса, воплощалась в моральные, дидактические, онтологические, научные, героические, эсхаталогические, социально-политические сюжеты. Конвертировалась в конфессиональные конституции, литературу, живопись, пропаганду, философию вообще, и философию жизни в частности.

В XX веке обострившаяся политическая повестка вызвала к жизни целую армию её мультилингвальных клонов:

- Есть только два класса! А кто не за один, тот за другой. - Свобода или смерть! - Liberta o More! - Vincere aut mori!

При всём своём внешнем многообразии они выражали одно и то же.

О философии жизни, вернее, о самом видном её представителе, Фридрихе Ницше, необходимо сказать специально, поскольку именно Ницше был первый, кто сознательно придал ‘’философской и поэтической теории” практический оборот.



DSC04150.jpg



Без страховки вышел за пределы “человеческого, слишком человеческого” в открытый духовный космос.


"В конце концов, меня в гораздо большей степени устраивало бы быть славным базельским профессором, нежели Богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира."

В рассуждениях о пространстве-времени современная научность исходит из теории относительности Эйнштейна, согласно которой абсолютного времени-пространства не существует. У каждого наблюдателя имеется свой собственный отсчёт времени-пространства.

Куда полезнее было бы рассмотреть письмо выдающегося философа с позиции современной научной мысли, нежели бездумно повторять публичные непристойности о его сумасшествии, распущенные сто лет назад тёмными знахарями и подхваченные бездельниками и чернью.
Никогда, никак, никем, ничем не подтверждённые.

История о том как Ницше лишился рассудка, увидев на улице избиваемую лошадь - дикая небылица, сочинённая животными о великом человеке.
Сплетня о нейросифилисе - давно разоблачённая клевета.
Психическая болезнь, развившаяся внезапно у взрослого человека - в принципе большая медицинская редкость. Обычно “сумасшествие” начинается в пубертате. Но и в детстве, и в юности Фридрих Ницше был абсолютно здоров. В двадцать четыре года сделался профессором классической филологии базельского университета. Пресловутым “славным базельским профессором’’.

Честнее всего было бы согласиться, что никакого объяснения болезни Ницше не найдено. И что совсем не в болезни здесь дело.



DSC04148.jpg



Ницше утратил контакт с окружающей реальностью - это единственное достоверно известное.

Поэтому разумней было бы, вместо того чтобы уже второе столетие муссировать фантазмы, рассмотреть возможность того, что написанное Ницше в письме и есть чистая правда.

Современное представление о том свете подобно научному представлению об астрономических чёрных дырах.

Из трансцедентного, как и из чёрной дыры ничто, никто никак не может выбраться. Всё притягивается назад мощным гравитационным полем. Притяжение чёрной дыры преодолеть невозможно, нет возврата c того света.

Границу чёрной дыры астрофизики называют горизонтом событий.


Как следствие теории Эйнштейна, появляется возможность признать Туринские письма Фридриха Ницше объективным репортажем с границы миров. С горизонта событий. С того света. С точки зрения Бога.


***


DSC04147.jpg


"В конце концов, меня в гораздо большей степени устраивало бы быть славным базельским профессором, нежели Богом; но я не осмелился зайти в своем личном эгоизме так далеко, чтобы ради него поступиться сотворением мира."

В той области времени-пространства, из которой Фридрих Ницше отослал письмо Якобу Буркхарду мир:

1) уже существует, поскольку Ницше его упоминает, как существующий,

2) миру только лишь предстоит быть созданным Богом, каковым, по его собственному признанию, является Фридрих Ницше,

3) если Фридрих Ницше выберет судьбу базельского профессора, этот уже существующий мир не будет создан; в частности, из этого следует, что и сам Фридрих Ницше никогда не появится на свет,

4) если Ницше выберет стать Богом, мир, уже существующий к моменту, когда Ницше пишет своё письмо Якобу Буркхарду, всё-таки возникнет, в частности, родятся Фридрих Ницше и Якоб Буркхард, судьба Ницше дойдёт до трагической точки "туринского безумия", когда он будет поставлен перед выбором - либо жизнь, профессорское благополучие и небытие, либо судьба Бога, безумие, смерть, сотворение мир, и т.д.

Отсюда следует:

А) Существует, условно говоря, топос, в котором : 1) становящееся и ставшее даны одновременно и сразу - в неподвижной вечности и в преходящем; 2) в котором настоящее, прошлое и будущее обратимы, протекают в любой направленности, с какой угодно скоростью; при том, что темпоральная направленность событий, их содержание, сам факт со-бытия, пространство, в котором они происходят, скорость, модальность и пр. задаются и формируются исключительно усилием свободной воли.

Б) Эгоистический выбор в пользу жизни в уже сотворённом мире влечёт нерождение/смерть/жертву Бога, ведёт к утрате будущего, несотворению самого мира, к нерождению/несотворению Фридриха Ницше ( = частного человека);

В) выбор в пользу судьбы Бога ведёт: к безумию, к смерти Фридриха Ницше ( = частного человека), к рождению Бога,
к сотворению мира, с последующим рождением Фридриха Ницше(=частного человека), которое сводится, фактически, к смерти Ницше в этом новорожденном мире, появившемся исключительно благодаря и вследствие самопожертвования(нию) Ницше.

Выводы: Необходимым условием жизни является постоянный, непрекращающейся акт её творения.

С человеческой смертью Бог рождается.

В каждой сотворённой человеческой жизни Бог умирает.

Ницше умирает, чтобы родился Бог, чтобы из Бога родились жизнь, мир и Ницше.

Если Ницше не умрет, Бог и жизнь не родятся.

Поэтому человек умирает в жизнь и рождается в смерть.

***
Сергей Чудаков:

я убийца и комик
опрокинутый класс
как мы встретились котик
просто слёзы из глаз

По теории Ницше
есть реальность в ином
жизнь загробная нынче
а земная потом

***

Жизнь не является антитезой смерти, соответственно, - смерть не является антитезой жизни.

Жизнь и смерть согласованы.

Жизнь - продолжение смерти в имманентном ( в нашем измерении), смерть - продолжение жизни в трансцедентном.

Задача поэта “жизнемерть’’.

Это означает, что личность поэта, представляющая собой эмансипированное / секуляризованное производное личности Творца ( Образа), воплощенная в поэтическом образе, перенаправляет собственное существование из имманентного в трансцендентное, завоевывая таким образом (буквально: своим образом, воплощенным в Искусстве ) личное бессмертие.


В уравнении бессмертия “Е не равно МЦ2”, потому что бессмертие есть производное не специальной теории относительности, а общей.

Формального уравнения для общей теории относительности Эйнштейн не создал.

Если всё-таки попробовать представить её в виде формулы, то получилось бы так:

энергия-масса = пространство-время = весь мир и коньки в придачу.

“Представьте себе, что Вы - соединительная гласная”, то есть - соединительный мостик, то есть - знак равенства.


Cам Тертуллиан подписался бы под этой наукой обеими руками.




DSC06530.jpg



Credo quia absurdum.

Что ещё осталось неохваченным?

“Долой аллегории, научимся смотреть правде в глаза!”

В поэзии нет места пустым поэтизмам. Красота вырабатывает смысл. Смысл - в личном бессмертии поэта. В Exiggi monumentum, в ‘’Портрете Дориана Грея’’, и т.д.

Поэта следует понимать буквально, слово в слово:



DSC04533.jpg



Сергей Чудаков попадает в вечность россыпью квантового конфетти, впархивает мотыльком, влетает метеоритом, оставляя алый след крови, струйкой вытекающий из пробитого камешком непрочного виска, растворяется сигаретным дымом, ложится заплёванной мостовой, ступает сапогом советского легионера, громоздится Триумфальной аркой, расцветая и угасая от несчастной/счастливой любви.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments