obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Личность Поэта. Сергей Чудаков ( фрагмент 20) 14

.




.

14. Бомбу сбросят сюда?


Вечное растение балконов
стираное бельё!
В птицу превращусь, буду петь
в твоих свежих зарослях.
Впрочем, там жирной птицей
воет магнитофон,
Элла Фицджеральд.
Ей руку целует Эйнштейн.

_____________________________

Сергей Чудаков схватил и столкнул лбами две общественно-исторические формации - Средневековье и актуальную современность, да так, что ядерные искры посыпались из глаз.

Балкон служит здесь символическими подмостками, на которых сталкиваются эпохи. С его помощью мы немедленно получаем доступ в прошлое, не упуская при этом из вида настоящее.

Символ обеспечивает нашу вездесущность. Расширяет слишком человеческое до сверхчеловеческого. Задаёт панорамное историческое гала-представление, от которого захватывает дух.

В соответсвии с этим представлением, благородный рыцарь куртуазной эпохи исполнял любовную песню, серенаду под балконом Прекрасной Дамы. Превозносил, под струнный аккомпанемент, исключительные достоинства своей возлюбленной, изливал переполнявшие его чувства.

Прекрасная Дама существовала в двух ипостасях.

В одной она была живой молодой женщиной, из плоти и крови, являлась естественным объектом желания со стороны молодого здорового мужчины. Предметом страсти, взволнованной языческим Эросом, родившимся из биохимии половых гормонов.

В другой - представала мистическим существом, духовным идеалом, земным воплощением Пречистой Девы, то есть Божьей Матери.

В этой ипостаси она вдохновляла рыцаря на военный героизм и физическое самопожертвование, вплоть до принятия тяжких пыток и смерти в священных походах в землю неверных во имя Бога Сына, на духовное служение в форме материального бескорыстия и аскетической жертвенности, на целомудрие в форме полового воздержания вплоть до обета безбрачия. Фактически натаскивала молодого мужчину на монашеский идеал, как собаку натаскивают на службу. Не столько кормят сахаром, сколько стимулируют с помощью сахара. Давала надежду на сладенькое в награду за покорение новых вершин.

Серенада в профанном смысле была элементарным домогательством в эстетической форме. Песней соблазнения.

Серенада в сакральном смысле представляла собой молитву восхваления. Гимн чистой любви, который шёл от живого сердца к символу Небес. Через живую Прекрасную Даму достигал потустороннего Бога.

Серенада в эстетическом смысле претворяла сексуально-мистические эманации в образ чистой красоты, искупая этим и сакральный макабр, и витальный танец живота.

В реальности, песня не подразделяется на смысловые составляющие. Серенада была сразу всем: эротическим призывом, прекрасной песней, и молитвой. Рационально этого all included ни понять, ни объяснить невозможно. Но в обычной жизни объяснять ничего подобного не требуется. Рацио ни малейшего отношения к песне не имеет. Чтобы понять, песню следует просто услышать. Мы занимаемся здесь аналитикой, только для того, чтобы обнаружить смысл исторической эпохи, в которой песня была возможна, а не ради разложения самодостаточного целого на бесполезные составляющие.

С ростом общественного значения христианской церкви, увеличился спрос на сакральную символику христианства. Возникшая конъюнктура потребовала перечеканить грубые примитивные желания в сложную символическую образность. Подтянуть низ наверх. Следствием этого стало развитие психологических возможностей человека. В частности, развилась способность к сублимации. Благодаря сублимациям расцвело искусство. Расцвела любовная романтическая лирика. Началось бурное формирование психологии человека. У человека появилось новое измерение. Внутренняя глубина.

В социальном измерении сублимация ритуализировала всю повседневность. Перечеканив половой инстинкт в куртуазную, матримониальную, конфессиональную, политическую, экономическую и пр. символику.

Трансформация инстинкта в символ, ставшая привычкой, создала сложную культуру.

Средневековые и Ренессансные сублимации привели к эпохе цветущей сложности, блестяще описанной Константином Леонтьевым.

Абсолютная власть монарха в сочетании с духовной властью христианства, готовая идти на компромисс с родовыми местными древними обычаями, была политико-экономической основой процветания национальной культуры и искусства.

Сходная историческая ситуация существовала и в России и в Европе. Сходная история переживалась родственным образом.

Эта родственность культурных образов объясняет тот факт, что в корпус русской классики входят произведения, созданные на западно-европейском историческом материале. Серенада, благодаря гению Пушкина и Глинки, органично представлена в русской культуре.

Я здесь, Инезилья,
Я здесь под окном.
Объята Севилья
И мраком и сном.

Исполнен отвагой,
Окутан плащом.
С гитарой и шпагой
Я здесь под окном.

Другой пример европейских сюжетов, ставших навсегда русскими - “Маленькие Трагедии’’. В "Каменном госте" простой смертный испытывает на крепость передок у самой Пречистой Девы, Матери Божьей. Не выдержав испытание, она роняет свою честь. Честь разбивается вдребезги на такие мелкие кусочки, что ни собрать ни склеить. Прекрасная Дама, Гений Чистой Красоты оказывается низложенной. Слабой на передок. Битой нашим самым козырным валетом, который, в конце концов, уёб её с Божьей помощью.

Трагедия Дон Жуана ( Дон Гуана) заключается в том, что его всепоглощающая любовь не встречает в ответ равной по силе страсти. Женщины Дон Жуана не обладают столь же мощным, как у него, чувством. Поэтому, не умея ответить высоким на высокое, они предлагают в качестве компенсации своё тело. Женское целомудрие оказывается всякий раз несостоятельным и коррумпированным, поскольку несовершенной оказывается женская любовь. Недостаток идеальной любови всякий раз восполняется плотским эрзацем. Разочарованный Дон Жуан вынужден пускаться на новые и новые поиски совершенства. Заканчивающиеся тем, что его возвышенный порыв, потерпев очередное крушение, вынужден приземлиться в очередном глубоком алькове. Дон Жуан ищет встреч с самыми недоступными, строгими женщинами, с монахинями, святыми, надеясь встретить среди них совершенство, свою душу, свою Аниму. Тщетные попытки. Вместо причастия сакральной любви ему предлагают всякий раз насытить телесный низ уступчивой женской плотью. Самые лучшие репутации оказываются фикцией. Вдова Командора, - имеется в виду жена Юпитера, которая вне подозрений, - оказалась не лучше остальных. Отчаявшийся Дон Жуан выкрикивает насмешки в лицо её супругу - Каменному Истукану, фигуре Бога. И тогда Бог, явившись самолично, забирает его с собой. Тем самым прекращает страдания мученика духа, не нашедшего себе на земле достойной любви.

По контрасту со Средневековьем в современном городе не только Прекрасную Даму не увидеть, в нем вообще ничего интересного не просматривается. Балкон покрыт зарослями стираного белья. Беспросветная урбанистическая серость. Вечная, сплошная, однообразная. Зимой и летом одним цветом. Ни малейших перспектив, и как следствие, безнадёжность и бесцельность. Вместо ночной песни - серенады - раздаётся нечленораздельный гнусавый вой магнитофона. Элла Фицджеральд. Чистейшей прелести чистейший образец подменили на совершеннейшее чёрт-те что и сбоку бантик.
--



.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment