obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Старый Окурок. На Подступах К Теме 3. (Б.Окуджава)

Настойчивоть и частота, с которой Окуджава на протяжении всей жизни повторял "мне это чуждо" просто-таки взывают к нашему вниманию.

Всё равно как сигнал, указывающий место доступа, который следует заметить, чтобы войти в ситуацию в правильном месте и рассмотреть её самым пристальным образом, и под большим увеличением.

Фраза-паразит является гораздо большим, чем простым признаком низкой культуры устной речи. В первую очередь, - это навязчивость, род невроза. Мантра, молитва, или, в крайнем случае, примитивный персональный ритуал - вербальный обряд, который служит важному смыслу, и одновременно этот смысл покрывает.

Наша задача - найти его и раскрыть.

< Мне Это Чуждо >


< Мне > - дательный падеж, образованный от личного местоимения "я".

Употребляется для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности, а также для обозначения (в идеалистической философии) субъекта ( пишется часто в кавычках или с прописной буквы).

< Это > - Указательное местоимение. Именительный и винительный падеж единственного числа среднего рода от "этот".

Указывает на что-нибудь (часто с эмоциональным оттенком; противоп. тот).

Хороши словарные примеры:

Он любил другое и насладился этим другим вполне. Тургенев. Этот человек причиной мне всегда ужасного расстройства. Грибоедов.

< Чуждо > - (устаревшее ) то же, что чужой.

Имеющий мало общего с кем-либо, чем-либо, несходный с кем-либо по духу, взглядам, интересам и т. п.; далекий.

Словарь, кстати, снова даёт наихарактернейший образчик: [Арбенин:] Пестреет и жужжит толпа передо мной… Но сердце холодно, и спит воображенье: Они все чужды мне, и я им всем чужой! Лермонтов, Маскарад.

Теперь посмотрим что получилось.

Для обозначения собственной, осознаваемой сущности человек указывает на что-нибудь ( часто с эмоциональным оттенком), и заявляет, что не имеет ничего общего с указанным предметом, так как расходится с ним по духу, взглядам и интересам, и вообще чрезвычайно от этого предмета далёк.

В чём расхождение?

За ответом далеко ходить не надо. До него, как говорится, рукой подать. Если человеку понадобилось, да ещё и с эмоциональным оттенком, обозначить собственную сущность указанием на имеющиеся расхождения, то и расхождения, выходит, самые что ни на есть сущностные. То есть - затрагивающие основное; иным словом, - это субстанциональные расхождения.

А поскольку "субстанция"в высоком смысле есть не что иное как неизменная и вечная сущность, лежащая в основе вещей и всего мироздания, то мы просто обязаны признать, что в нашем случае речь идёт о конфликте между человеком и (!!) незыблемым порядком всего мироздания.

Кто же сей выдающийся, замахнувшийся и поднявший руку? Кто осмелился?

А вон, эти вон и осмелились - лермонтовы с их арбениными, грибоедовы всяческие - носители романтического сознания. Они и впрямь подымали руку на мироздание. Считали себя на равных и вправе.

- А что же наш герой - Булат Шалвович Окуджава, - спросит меня не на шутку разволновавшийся читатель, - он что, получается, тоже из их числа, из того же роду-племени? Из Лермонтовых и Грибоедовых. Из великих романтиков.

- Из романтиков, - должен ответить я. Но только не из великих. Окуджава - поскрёбыш великой эпохи; от неё и взялся его талант. А вот то, что талант этот скоропостижно кончился, а его обладатель не менее скоропостижно выродился в мелочного стяжателя - в этом уже специфика ХХ столетия, сочетание исторических и персональных обстоятельств, судьбы, ну и, разумеется, результат того выбора, который Булат Окуджава в какой-то момент совершил.

Личной ответственности никто ни с кого не снимает.

Наоборот, кризисные обстоятельства предполагают ещё большую ответственность художника за его талант, чем эпоха расцвета. Редкий дар следует беречь, как зеницу ока. А кто не уберёг, тому и второе око вон.

Голову оторвать.

***

В результате нашего аналитического опыта мы получили кристально-чистый образчик романтического сознания, только потому, что по первоначальному условию, освободили взятую нами для анализа пробу < это мне чуждо > от современных Окуджаве смысловых контекстов. Таким образом, мы пришли к родовому корню явления.

Стоит нам теперь восстановить историко-биографический контекст, как мы немедленно получим вместо родового - индивидульное в его родном социально-бытовом. Вместо Пушкина-Лермонтова - Окуджаву.

Увидим в деталях полную картину уродства, болезни, мутаций творческой и человеческой личности; коррупцию в динамике.

В полный карликовый рост, и во всей красе

(продолжение следует)
_________________________________________________________________
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments