obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Корень Из "П5" (Виктор Пелевин) 4

Корень №3

Олигарх, с экскортом ручных интеллектуалов, путешествует в поисках развлечений. Томимый безотчётной жаждой. За рулём авто; по дороге на футбольный матч; в поисках чуда.

"Кормление крокодила Хуфу" рассказ с мультифокальной оптикой. Зрение зависит от угла взгляда.

Если настроить на близлежащее - то тогда это история о самом Пелевине и его критиках, науськанных даже не конкретными недовольными, а обстановкой хорошо организованного недоброжелательства, созданной этими недовольными. Возомнил, и позволяет себе, в адрес, по которому ничего кроме подобострастных посланий давно не пишут, а тем более, не отправляют.

Значит - следует укоротить.

Подрезать.

С тех пор как смотрящий - ответственный дежурный по культур-мультур Пётр Авен - неназойливо выразил общеолигархическое фэ: "Я вот раньше Пелевина читал, очень серьёзно к нему относился, - но мне кажется, он перестал развиваться совсем." (Сильно умные. Разговоры про успех. Игорь Свинаренко. Москва. Эксмо. 2005), - Пелевина стали сперва потихотьку потравливать, и дело быстро набирало обороты.

Теперь уже травят вовсю, не стесняясь.

В более широком смысле, "Кормление" - рассказ о недоверии к творчеству, точнее, о неспособности современного сознания довериться фантазии и вымыслу. Обрадоваться и увлечься.

А расширив до предела, и увеличив масштабы (творца до размеров Творца), - получим историю изрядных пропорций о нигилизме на почве пресыщенности.

Переупотребив всякой дряни, - потеряли вкус, цель, ориентиры.

Я всех их знаю и зажечь берусь,
Но в первый раз объят такой тревогой.
Хотя у них не избалован вкус.
Они прочли неисчислимо много.

Блуждают в тумане.

Многоплановый эффект достигается совмещением: 1) простых повествовательных событий с потусторонней подсветкой (уже в начале рассказа понятно, что его персонажи погибли, и всё что происходит, располагается по ту сторону жизни) , и 2) вставной новеллой, рассказанной фокусником. Легенда играет роль синтезирующего элемента.

Миф соединяет сущее и насущное в живое целое.

Созданная Пелевиным, литературно-художественная модель мифа раскрывает возможности мифа подлинного.

Всамделешних промахов в этой прозе не найти, даже если присмотриваться очень пристально. Кажущиеся простота и небрежность рассказа, - очевидный приём, иллюстрирующий впечатления героев-путешественников.Таким образом, читатель притягивается к персонажам, и вместе с ними, протягивается сквозь сюжет. С олигархом и его спутниками.

Сопровождающие босса, Игорь и Танюша - типичные цепные гуманитарные на поводке.

Танюша - переводчик. Интерпретатор. Толмач. Специалист по слову. Именно от неё (через неё) озвучивается легенда о Боге и Фараоне.
Игорь - адьютант-порученец. Каратель и погромщик. Разочарованный и обиженный хозяин поручил ему разгромить магическое хозяйство бродячего артиста.

Аналогия с литературной критикой не просится даже, а назойливо напрашивается. Ломит в дверь, летит в окно.

Рецензенты писали исключительно о полиграфии и объёме книги. Маленькая. Рассказы короткие, бумага толстая, шрифт крупный.

Это что такое? За пивом, что ли, очередь? - Нам не долили!

Слыхали? Им не долили.

Да вас тут вообще не стояло! Жажда замучала? Быстро по местам! Работать! На полиграфический комбинат! Бегом марш!

Олигарх с обслугой и были сосланы в подобное местечко - в каменоломню. Катить Сизифову тележку на какой-то адской стройке.

Даже помимо воли, художник самим фактом своего таланта, фактом собственной причастности обречён на исключительное положение. Отстаивая себя, своё особое право, и своё место, он фактически защищает исключительные права и полномочия всего великого и прекрасного.

***
Кто подвиги венчает? Кто защита
Богам под сенью олимпийских рощ?
Что это? - Человеческая мощь
в поэте выступившая открыто.


(продолжение следует)
______________________________
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments