obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Ефим Лямпорт (О. Реднер) Алиса и Лолита. "ГФ", №2 (14-179) 1993 г.

Алиса и Лолита

(Маленькое исследование)


Мысль о том, что прототипом Набоковского Гумберта Гумберта был Льюис Кэролл (Чарльз Лютвидж Доджсон), профессор математики из Оксфорда, пришла ко мне не внезапно. Увлечённость обеими книгами ("Алиса в Стране чудес" и "Лолита"), естественно, привела к размышлениям об их создателях. Заставила выстраивать сначала мысленно, а потом и на бумаге, психологические параллели. Иначе говоря, заниматься делом хорошо знакомым всякому пристальному читателю, для которого в чтении лишь половина удовольствия, а другую половину составляет смакование прочитанного.

Посвящая свой досуг этому занятию и придя к определённым заключениям, я счёл их достаточно обыкновенными. Вовсе не лишённый честолюбия, в данном случае я и представить себе не мог что вступаю в некую неисследованную землю. Однако мои друзья, с которыми я мимолётно поделился своей догадкой, оказались, по крайней мере удивлены, чтобы не сказать больше ... Не имея причин сомневаться в информированности людей, хорошо знакомых, я счёл в итоге, что мне действительно выпал случай - сделать маленькое открытие, а таким образом и возможность им поделиться.

Остап Реднер

P.S. Пользуясь возможностью, благодарю Ефима Лямпорта, воодушевлявшего меня во время работы.

1.

Разумеется, Владимир Набоков прекрасно знал сказку, написанную Чарльзом Лютвиджем Доджсоном. По крайней мере, перевод "Алисы", выполненный В.Н. в 1920 году, подразумевает означенное знакомство.

Целый ряд сходств между героем "Лолилы" и Льюисом Кэрролом может счесть случайным лишь крайне прямодушный человек. Но природа таланта, или дара (как ему больше нравилось) В. Набокова скрупулёзна, арифметична и лукава. Учёный-энтомолог, фанатик крестословиц и страстный составитель шахматных этюдов, по роду своих параллельных литературе пристрастий не поощряет непосредственности прочтений хитроумно написанных страниц "Лолиты".

От этого заключения и происходит моя уверенность в необходимости анализа и поиска.

Тем более, что целый ряд аналогий напрашивается сам собой.

До тринадцати лет, признаётся Гумберт Гумберт, (т.е. до встречи с моей маленькой Анабеллой) было у меня, насколько помнится, только два переживания определённого полового свойства (...)

С другой стороны, как известно из примечаний к "Алисе в Стране чудес", в 1862-м году Кэррол и его друг Робинсон Дакворт (в те дни член совета Тринити-колледжа в Оксфорде; позже каноник Вестминстерского аббатства) отправились с тремя дочерьми ректора Лиддела на прогулку вниз по Темзе.

Первая дочь - это старшая из сестёр Лиддел, Лорина Шарлотта, которой к тому времени уже минуло тринадцать лет. Вторая - десятилетняя Алиса Плэнс, а третья - восьмилетняя Эдит.

Инверсия характерная для ментальности Владимира Набокова, - возраст старшей из девочек стал возрастом Гумберта, впервые встретившего "маленькую Анабелл".

Вряд ли также от внимания В.Н. ускользнула и двусмысленность поэтического вступления к сказке:

(...) Но ключ фантазии иссяк -
Не бьёт его струя.
- Конец я после расскажу,
Даю вам слово я! (...)

И ещё оттуда же

(...) Алиса, сказку детских дней
Храни до седины
В том тайнике, где ты хранишь
Младенческие сны (...)

На какое бессилие жалуется Кэррол? И какую тайну он призывает хранить Алису?

Если учесть, что Доджсон умер пятидесятишестилетним (это случилось в Гилфорде, 14 января 1898), так никогда и не женившись, то право же, есть чем озадачиться не только вьедливому Набокову.

2.

Далее, хочу привести фрагмент из статьи Кэррола "Алиса на сцене", опубликованный в апрельском номере журнала "The Theatre", в 1887-м году.

"Какой же была ты, Алиса, в глазах твоего приёмного отца? Как описать тебя? Любящей прежде всего; любящей и нежной - любящей как собака (прости за прозаическое сравнение, но я не знаю иной любви, которая была бы столь нежна и прекрасна), и нежной словно лань ..."

Сказать, что это требования отца к дочери, вряди ли кто-нибудь решиться. Не похожи эти слова и на пожелания взрослого бескорыстного друга. Но зато схожи они с золотыми эротическими фантазиями Гумберта Гумберта. В своих грёзах именно так он воображал сладкую нимфетку, благосклонной нежностью которой он мог тайно пользоваться. И здесь же в первой строчке указан и способ, с помощью которого можно достичь вожделенного результата, - удочерение.

3.

Всех возможностей, которые предоставляют для сравнения и сопоставления обе книги, мне не удасться исчерпать в объёме этой статьи - в общем-то, заметки. И поэтому я ограничиваюсь теми случаями, которые, во-первых, красноречивее, чем прочие, подтверждают обозначенную тему, и, во-вторых, достаточно хрестоматийны, что даёт возможность любому припомнить тот или иной факт.

Вот, на мой взгляд, случай из разряда означенных:

Гумберт Гумберт крайне дорожил одной фотографией, когда-то имевшейся у него, а впоследствии утраченной:

" [фотография] запечатлевшая группу сидящих за столиком тротуарного кафе (...) Анабелла вышла не слишком хорошо, так как она была схвачена в то мгновение, когда собиралась пригубить свой chocolat glace, и только по худым голым плечам да пробору можно было узнать её (посколько помню снимок) среди солнечной мути, в которую постепенно и невозвратимо переходила её красота ..."

С совершенно Гумбертовской одержимостью Льюис Кэролл относился к изображениям своих нимфеток, придавая огромное значение иллюстрациям, выполняемым к его книгам. По-видимому, идеальному образу соответствовала для него вполне определённая внешность.

Вот что известно о заботах Льюиса Кэролла, связанных с воплощением этой внешности:

"Алиса Тенниела рисовала не с Алисы Лиддел, у которой были тёмные остриженные волосы и чёлка на лбу. Кэррол послал Тенниелу фотографию Мэри Хилтон Бэдкок, другой девочки, с которой он дружил, однако воспользовался ли ей Тенниел, неизвестно. (М., Наука. 1990г. "Алиса в Стране чудес" (Примечания))

4.

Притягательность маленьких девочек для человека много лет прожившего в одиночестве и умершего холостяком, наводит на размышления самого пикантного свойства даже самое спокойное воображение. Для искушённого, цепкого ума В. Набокова знакомство с "Алисой" и биографией её автора, стало первотолчком в создании сенсационного романа.

Гумберт Гумберт унаследовал от Доджсона и учёный род занятий, и облик английского чудака-профессора, сноба, человека со странностями, со своим собственным скелетом в шкафу ...

Вполне вероятно, что Набоков, обучавшийся, как известно в Кембридже, подверстал под своего "первого любовника" и кого-то из тамошних профессоров, но в данном случае, судить категорически я не берусь.

Сетования Гумберта на то, что другие, более искушённые, чем он, пользуются благосклонностью нимфеток, да не попадаются, допустимо соотнести с подозрениями, возможно, возникшими у Набокова по поводу сексуальной тайны автора "Алисы". Не исключено, что В.Н. приписывал ему совращение малолетних, но заявил об этом лишь в аллегорической форме "Лолиты", решив не повторять уже использованной в "Даре" памфлетной формы.

5.

Из окружения сына писателя до автора этих заметок, впрочем, доходили отчётливые слухи о том, что перед смертью

(Набоков жил тогда в Швейцарии. О! Стоит закрыть глаза, сразу вспоминаю маленькую гостиницу у самого склона, и светлое, пустое небо.)

он хотел изобличить совратителя. Набоков, кажется, вовсе не осуждал его, но был движим исследовательской страстью и желанием довести дело до конца. Наверное, если бы это случилось в действительности, мы стали бы свидетелями самого крупного скандала за всю историю литературы.

Но что уж не случилось, - то не произошло.

6.

Разделив с читателями тайну, открывшуюся мне, я хотел бы ещё сказать два слова напоследок:

литература, изначально возникшая в атмосфере игры, самим своим существованием предполагает дальнейшее обыгрывание (это касается и "Лолиты" и "Алисы"). Возможности игры неисчерпаемы и произвольны.

То есть: придётся стерпеть любой произвол.

Это моё второе и последнее соображение, которое я хочу донести до читателя, подразумевая его (соображения) обоснованность в междустрочиях уже прочитанной вами статьи.

__________________________
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments