obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Ефим Лямпорт. "Независимая газета", 25.02.1994

ХУДОЖНИК И ГОСУДАРСТВО

26 февраля 1896 года родился Андрей Александрович Жданов

I

В конце прошлого века в России ни с того ни с сего, без видимых причин, семьи инспекторов народного образования оказались чрезвычайно плодовиты на будущих ревлючионеров и государственных мужей; видно инпекторам и их инспекторшам стал известен какой-то секрет "дурацкого дела". Так, одна лишь скромная семья Ульяновых подарила России аж двоих: бомбиста-террориста Сашу, впоследствии казнённого, и его младшего брата Володю, который в 1917 году сумел отомстить за него буквально всем.

Менее известно, но совершенно достоверно, что Андрей Александрович Жданов появился на свет (26.2.1896г.) тоже в инспекторской семье. Будущий верный ученик В.И. Ленина и соратник И.В. Сталина осчастливил своим рождением тихий город Мариуполь (осн. в 1779 году, порт на Азовском море, ж-д станция, в 1926 г. - 64 т.ж.); Мариуполь после смерти соратника и ученика, назвали в его честь, то есть Жданов. А теперь переименовали обратно.

В подобающем возрасте Андрей Александрович (тогда - просто Андрюша) поступил в Тверское реальное училище и закончил обучение с хорошим аттестатом. Но академические успехи того, кто впоследствии стал одним из выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, скажу правду, занимают меня не очень. Раз уж он стал выдающимся, то, как бы он ни учился, победителей всё равно не судят...

Самое ужасное в биографии - даты, события, имена. Невозможно пересказывать их, не наскучив и не соскучившись самому. С другой стороны, родная история умеет закручивать сюжеты - ого! - куда там детективу. Но только впусти в дом трепливую Клио, потом её, пожалуй, не выгонишь палкой. Поэтому я перехожу сразу к делу. К делу, благодаря которому Жданов прославился, выделился из многих и превратился в символ Единого Могучего Государства.

II

Как корона венчает голову законного монарха, судьбу и жизнь Государственника и Политика А. Жданова венчает его знаменитый "Доклад о журналах "Звезда" и "Ленинград". Без него Жданов не был бы тем самым Ждановым. Да и вся сталинская эпоха многое бы потеряла в своём характерном.

Был 1946 год - Секретарь ЦК, член Политбюро, Правая Рука Самого находился в зените своего могущества - тогда он заработал свою Главную Славу. А жить ему оставалось всего два года.

Сам текст доклада опубликовала, как полагалось, газета "Правда" (21 сентября 1946 года), по горячим следам. В 1952 году издали брошюру (тираж 500 000 экз., Госполитиздат) - она у меня в руках. Вся в пятнышках чернил, в подчёркиваниях - значит, изучали, прорабатывали, выписывали цитаты - так для того и тираж полмиллиона - чтоб наука была. Чтоб знали, как можно и как нельзя. Урок!

Давайте полистаем эту книжку и мы - приглашаю. Может, получится извлечь из неё какую-нибудь пользу.

Если удалить из доклада всю партийную болтовню, попытаться выделить две вещи - а) смысл эстетических оценок и б) цель всего зятеянного, - то вдруг видишь: все эстетические суждения адекватны, да что там, глубоко верны; а цель классична, проста и определённа. Но лучше по порядку.

Всё, что Жданов говорит о творчестве А. Ахматовой и М. Зощенко, показывает прекрасное понимание и знание предмета. Жданов увидел и сумел сформулировать особенности, присущие не только этим двоим бедолагам, но и художественной индивидуальности вообще. В целом.

Судите сами: "Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая... Основное у неё - это любовно-эротические мотивы, переплетённые с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обречённости. Чувство обречённости - чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, - мрачные тона предсмертной безнадёжности, мистические переживания пополам с эротикой - таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры, "добрых старых екатерининских времён". Не то монахиня. не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.

"Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом ..."

(Ахматова. "Anna Domini")".

А вот ещё место из доклада - Жданов цитирует Мандельштама - содержание этой цитаты, и то, что Жданов счёл нужным воспользоваться, исключает всякие подозрения в профанности - Государственный Человек знал куда метит: "Средневековье, определяя по-своему удельный вес человека, чувствовало и признавало его за каждым, совершенно независимо от его заслуг... Да, Европа прошла сквозь лабиринт ажурно-тонкой культуры, когда абстрактное бытие, ничем не прикрашенное личное существование ценилось как подвиг. Отсюда аристократическая итимность связующая всех людей, столь чуждая по духу "равенству и дратству"(выделено мной Е.Л.).

Мандельштам превозносил очень специфическую эпоху - Средневековье - потому, что находил в нём идеальную атмосферу для художественного индивидуализма. Для поэта и для поэзии. Демократическое "равенство и братство", уравниловка гуманистической эпохи в этом смысле бесплодны. И мне хочется, чтобы мой читатель понял слова Мандельштама не как антисоветский лозунг, а как тотальную, всеобщую декларацию, как вызов любой демократии, любому антиаристократизму, любой пошлой государственности ... Государственность пошла всегда! Непременно пошла, она - место общественного пользования. Другой не бывает.

Может быть, Жданов не рассматривал слова Мандельштама так глобально? И видел в них лишь конкретный, частный выпад против советского режима? Но ответ, прозвучавший на страницах его доклада, - ответ самого Господина Государства: "Что общего между этой поэзией, интересами нашего народа и государства? Ровным счётом ничего... Эти произведения могут только посеять уныние, упадок духа, пессимизм, стремление уйти от насущных вопросов общественной жизни ....

Прав Жданов? Безусловно!

Прав как Государственник, прав с точки зрения человека, которому дорога социальная и политическая целостность общества, его организация; дорога конкретная материальная, продуктивная устремлённость, выражаемая в засеянных га, метрах ситца, тоннах чугуна и валовом доходе. Погодите сердиться на Жданова! Ни один из нас - подчёркиваю: ни один - прожить без всего этого не сумеет и не захочет. Человек не может без Государства. Но Государству мешает Человек. В особенности Поэт.

Убийство Поэта - вершина отношений Художника и Государства, выражение максимальной неприязни; чувство подобного накала невозможно испытывать к постороннему, но только к близкому и родному - чужого до такой степени ненавидеть нельзя.

III

Откуда взялось родство? Ну как же! Гармонические ряды, задаваемые Художником, подчинены Закону, Высшему Порядку - они строго иерархичны. Гармонические абстракции невидимыми нитями связаны с жёсткой общественной архитектоникой: тронешь с одной стороны - отзывается с другой. Искусство и государство, как предмет и его зеркальное отражение, - они и близнецы, и антиподы. Сколь близко их родство! Сколь велико отличие между ними! Поэт и Государство не совместны. И известно это с давних времён.

Когда ещё жил Платон (427-347 до н.э.), всё уже было ясно. Поэт, по Платону - рапсод, - исполнитель некой Воли, раб Вдохновения. Он не подчинён законам людей и законам государства. Поэт, как всякий, кто служит Искусству и Красоте, - вне юрисдикции, вне власти, вне подчинения. Поэт сам представляет власть, но власть иную, нечеловеческую. От этого - он вечная угроза. Он несёт её в себе, поэтому от него следует избавляться. Художник по отношению к обществу диверсант, подрыватель, зараза.

"- Ясно, что поэт создан не для этой части души и мудрость его направлена не к тому, чтобы нравиться ей, если он захочет отличиться перед толпой, но создан он для передачи волнующих и тёмных состояний души, потому что их удобно воспроизводить.

- Ясно.

- Теперь мы могли бы надлежащим образом взять поэта и сопоставить его с живописцем, ибо он похож на него тем, что выдаёт дурное за истину, и тем, что общается с той же частью души, но не с лучшей, и в этом они одинаковы. Поэтому мы совершенно справедливо не допустили бы пребывания поэта в государстве, которое должно быть организовано надлежащим образом, так как он разжигает эту часть души, даставляет ей пищу... Подобным образом мы скажем о поэте, что он в отдельности душе каждого внушает скверный политический (выделено, разумеется, мно - Е.Л.) образ мыслей. (Платон. "Государство". Кн. десятая).

Государственные мужи договорились - суждения Жданова и Платона совпадают и в мелочах, и в главном; даже по части оргвыводов они согласны - прищучить, изъять, ликвидировать ...

Но почему сегодня, во время краха отечественной государственности, я отметил день рождение А. Жданова?

Во-первых, потому что ностальгия по Единой и Неделимой очевидна. И, во-вторых, хотя до возрождения государства ещё далеко, но к шеям поэтов уже примериваются; если не для того, чтобы сломать, то - это уж точно - чтоб вдарить, и побольнее.

Чуть подробнее по поводу "во-первых": сколько бы ни спорили о причинах "блистательного восхода" В.В. Жириновского, главная причина его успеха - чётко заявленная государственная позиция - Россия должна быть и будет великой державой! Во что бы то ни стало. Именно это конструктивный лозунг принёс ему голоса избирателей. Людям надоела неопределённость.

С помощью слова "монетаризм" и с помощью других слов ситацию не изменить; но будет хорошо, когда будет государство, - и это понятно всем от мала до велика. Побуждения людей просты. И хотя обещания Жириновского вовсе не свидетельство его подлинных возможностей и намерений, но политик должен уметь обещать наряду с умением бранить бранить своих оппонентов. А оппоненты Жириновского беспомощны. Вот выступает по ТВ Е. Гайдар ( я часто путаю его с адвокатом Макаровым - очень похожи) и говорит: у Жириновского нет конструктивной программы. Но от кого мы это слышим? От Петра I, что ли? Но об этом я так, между тем. Я о другом.

IV

На полосе газеты "Сегодня" "Между тем" (1.02.94) опубликована статья Семёна Файбысовиса - "Феномен господина Ж., или Смерть постмодернизма". Не иначе как Платон, под руку с А. А. Ждановым, посетили С. Файбисовиса - о жизни поболтать, об искусстве, о судьбе поэта.

"Как вирус СПИДа разрушает иммунную систему организма, её способность отличать своё от чужого и бороться за своё с чужим, так и постмодернизм норовит разрушить иммунную систему цивилизации, основанную на вере, заповедях, законах и здравом смысле". Когда бы Платон или, на худой конец, А. Жданов оказались среди живых, судили бы автора этих строк - С. Файбисовича - за плагиат. Как следует из статьи, постмодернизм, и никто другой, виноват в бедах страны. И правильно! Только не постмодернизм виноват - к чему забивать голову чепухой? Виноваты: Искусство и Художник. Они как-то подняли голову за последние несколько лет... Общество хочет Государства, а значит, Поэт тут лишний.

Одну за одной лепит охранительные статьи журнал "Новый Мир". Последняя принадлежит перу М. Новиковой - "Маргиналы" ("НМ", №1, 94). Чтобы не перессказывать её содержание, я воспользуюсь поэтическими строками В. Курицына - своеобразная реакция на статью. Они не дословно, но точно передают смысл обвинений М. Новиковой:

Исчадие! Злодей! Постмодернист!
Лицом не ароматен, ртом - нечист!
Полистилист! Паршивец! Педераст!
Трясун! Козёл! Чудовище! Орест...

В "Литературной газете" наточила ножик Наталья Иванова - Жданов шлёт ей воздущные поцелуи...

Государство стучится в дверь. Поэтам можно собираться? (С вещами.) Так было - так будет. В той форме или в другой. Ахматову с Зощенко ведь не убили... Тётя приехала - мойте шею, поэты. С большим экскортом прибыли гражданин Платон и товарищ Жданов. У тов. Жданова сегодня праздник - день рождения. Поздравляем!

(Бурные аплодисменты. Все встают).

P.S. Во время работы над статьёй мной были использованы: Платон "Государство" (кн. десятая); А. Жданов. "Доклад о журналах "Звезда" и "Ленинград" - по тексту газеты "Правда" от 21.09.1946 года; статья С. Файбисовича - газета "Сегодня" (1.02.94); и другие современные публикации.
Tags: Независимая газета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments