obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Ефим Лямпорт. "Независимая газета", 19.02.1994

ОПЫТ ТРЁПА

Писатели пописывают. И садятся в лужу.

Егор Радов. Якутия. М.: МИКАП, 1993, тираж 10 тыс. экз.

РОМАН ЕГОРА Радова вял. Тому есть причины. Напрасно он в первой строке своего сочинения объявляет: "Мир есть моё развлечение". Какое там развлечение! - занудство.

Примерно две трети почти трёхсотстраничного романа заполняют пассажи вот такого содержания: "...вы пришли в тундру и ощутили тундру, и вы видите нас и знаете других, почему же я должен обратить к вам своё лицо, если вы имеете свой лик и свой великий дух?! Ведь вы знаете, что, когда ангел явился, небо стало синим, а когда небо стало синим, народ нолучил своё дерево! И вы увидели зарю и реку и безлюдный простор..." И т.д., и т.д., и т.д.

Сочинение не спасает даже сюжет, хотя автор пытается его построить. И не окажись книга разбавленной псевдокосмогонией и псевдомифотворчеством, она могла бы получиться интересной: Якутия (география тут весьма условна - Занзибар или Сухой Херес могут успешно заменить Якутию) - страна, впавшая в безумие, сходное с безумием многих бывших республик СССР. Партия - ЛДПРЯ (расшифровывать незачем) провозгласила своей задачей: отделиться от Советской Депии", продать Якутию Америке, стать частью Великой Американской Страны, изменить орбиту Земли и в райском климате жить-поживать, да выращивать персики.

Для претворения в жизнь этой чудо-идеи создана цепочка агентов. Крайний сидит на берегу Ледовитого океана и по рации держит связь с Бушем. Но что-то не заладилось в работе агентуры - рация молчит. Для выяснения обстоятельств Глава Партии отправляет двух ревизоров: Софрона Исаевича Жукаускаса и Абрама Головко.

Они плывут на пароходе, летят на вертолёте, едут на поезде, воюют, попадают в плен; блюют и демонстративно испражняются - и это-то как раз самые милые, живые и интересные страницы романа. Ах, если бы автор "не гнул" в сторону "умного разговора"! "Вообще, в искусстве ведь главное не искусство, а его понимание, поэтому правильное понимание этого недо-текста и является его досотворением, воспринимающим индивидом, даже если этот индивид и не воспринял его..."

За "воспринимающего индивида" - отдельное спасибо. А вот "недотекст" - отличная автохарактеристика. Я её принимаю.

...Отечественный либеральный идиотизм, недоумочный энтузиазм строителей капитализма в отдельно взятой стране напрашиваются на неприятности давно. В равной мере тоскуют по злому насмешнику легковерные - те, кто, привычно задрав штаны и юбки, спешат за "новым комсомолом". Можно считать, что они дождались. Страницы романа, которые не замахиваются ни на что сверх фельетона, вышли замечательно удачными. К сожалению, их не много. Но даже браня, хочется быть справедливым.

Жукаускас возвращается с задания домой: "...на миг задержавшись перед дверью в комнату, он протянул руку и резко распахнул её.

Первое, что он увидел была разбросанная кровать и на ней огромная мужская ж..., которая с характерными звуками, напоминающими чмоканье и хруст, двигались вниз-вверх, туду-сюда. От этой ж... отходили длинные ноги, ипещрённые толстыми венами, и их обнимали другие - белые и нежные ноги.

"Белые и нежные" - принадлежали жене Жукаускуса. А вторая пара ног - Главе Партии, пославшему Софрона Исаевича в опасный инспекционный вояж.

Но всё закончилось мирно, почти без скандала. Жукаускуса утихомирили. Он даже просил прощения. Его простили и снарядили в новое путешествие ...

Гиньоль, секс, насмешки, пародия выходят у Радова очень здорово: ограничься он ими, роман получился бы втрое короче и во столько же раз интереснее. Зачем понадобилось вымучивать, выдавливать из себя беспредметный, претенциозный трёп? Симулировать мифолого-символические размышления в стиле Павла Флоренского? Видно ведь, что это делается через силу. К чему? Чтобы показать глубину, которой нет вовсе? Добавить себе значительности? - Глупо.

Писатель пишущий и писатель пописывающий - вещи совершенно разные. Тот, кто пописывает, непременно - непременно - усядется в лужу, которую сам же себе и напрудил. В ней ему и мокнуть.

Желание писателя выглядеть поинтересней - законное желание, но если оно ведёт к неоправданному многословию, тормозит действие, компрометирует сюжет - значит, игра не стоит свеч. Хорошо, когда автор сумеет понять это сам. А если нет - мокнуть, мокнуть и мокнуть. Профессиональный риск, ничего не попишешь.
Tags: Независимая газета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments