obgyn (obgyn) wrote,
obgyn
obgyn

Ефим Лямпорт. "Независимая газета", 24.03.1994

ЧЁРНОЕ СЕМЯ В ГОЛУБОЙ ОБЁРТКЕ

"Вам хочется песен? Их есть у меня!"

Иван Оганов. "Песнь виноградаря осенью, эпос". Главы из книги. "Новый мир" №1, 8, 1993; №2, 1994

ПРОЧЕСТЬ сочинение Ивана Оганова, преодолевая скуку - ой! - вынуждают причины внелитературные; откровенный схематизм, эксплуатация эпических конструкций и демонстративная сверхзадача - создание нового эпоса - напрашиваются на культурологическую ревизию. Хочется узнать: зачем автор морочил голову читателям и переводил бумагу (аж трёх!) журнальных книжек?

...Смерть предъявляет свою визитку на первой же странице, и с первых же страниц на неё работают все аллегории; любая инверсия, смысловая или игровая, сводится к прыжку (сальто-мортале) и, курносая - оп! - седлает слово и образ. Она на коне.

Христианская символика - символика жизни: вино - кровь - объект наиболее яростных, раздражённых нападок. "Виноградники желтеют, мёрзнут, умирают. Лоза жизни сделалась камнем. Кровь лозы стынет".

Старательно разрушается барьер между светом и тьмой: "Эй, поколения, мёртвые и живые".

Память и время, сумма прошлого, изображаются в виде огромного могильника - куча трупов и черепов: "Загибая окаменивающие, корявые пальцы, ты вспоминаешь умерших людей и павший скот".

Жизнь вывернута наизнанку; изнанка выдаётся за жизнь. Смерть как жизнь. Как прошлое, будущее, настоящее. Ах, милашка Танатос!

Никакой подлинный, реальный эпос никогда не праздновал, да ещё так самозабвенно, собственные похороны. Иное дело эрзац. Для приготовления этого блюда понадобилась операция - препарирование эпоса, отсечение всех его жизнеспособных частей. А после: выпячивание останков. Некрогипертрофия. А после: изничтожаются малейшие витальные проявления, возможность продолжения рода человеческого: женщина рожает, но она рожает чудовище. Её муж - плотник. Имя женщины - Мара (Мария?). Нужны ли пояснения?

Эклектика, слайджирование эпических и новозаветных мотивов, дионисийства выдерживаются в одной, антивитальной устремлённости: "Недостроенный гроб, лоно матери, лоно земли шумят зелёными листьями жизни". Хорош подарочек! Пойди пошуми зелёной листвой на том свете.

(!) Огановское сочинение ни в коем случае не следует принимать за морщинистого, пергаментного, беззубого дедушку - декаданс; в отличие от безвольного эстетизма, оно (сочинение) до краёв наполнено волей. Волей к смерти.
(!) Огановское сочинение ни за что не следует путать с эсхатологическими наитиями - конец всего лишь проекция в будущее, а тут предлагается альтернативное бытие - антибытие, где смерть есть жизнь. Но более значимая.

***

Чтобы всё живое перешло в мир смерти - туда, нужно сломать некую деталь, скрепляющую мироздание. Разорвать пуп земли. В мифологии кавказско-иберийских народов стержень мирового порядка - древо мировое. Абхазы, адыги, дагестанцы почитали деревья и рощи священными, приносили им дары. У Оганова: "Разодраны корни дуба. Камни становятся пылью. Дубы превращаются в камни. Пыль кружит. Хуц Каменотёс высекает на стене пещеры Смерть и Возрождение Кахетии".

Собственные творческие возможности Оганова, кажется, - нулевые; ни одной строчки, ни одного слова он не сочинил сам.

"По космогоническим представлениям кавказских народов, земная твердь имеет круглую форму ... на краю света стоит древо жизни, соединяющее по вертикали небо, землю и подземный мир. Согласно представлениям чеченцев и ингушей, подземный мир по вертикали состоит из семи других миров, соединённых друг с другом норами или пещерами". ("Мифы народов мира". М.: "Советская энциклопедия", 1987).

Надпись, сделанная на стене пещеры - просьба: впустите в мир мёртвых! Цель? Возрождение.

Скучно; убийственно, смертельно скучно (все эпитеты следует понимать буквально) осматривать это сочинение. Да и не нужно. Изнуряющим тавтологиям несть числа; десятки, а может, и сотни раз они вколочены в текст, чтобы убедить: разложение - это возрождение.

Оганов ничего не сделал сам, только извратил и опошлил.

"Свадьба Дионисэ и Медеи черноокой, волооокой - день равноденствия, или солнцеворот. Поединок солнца, петуха огня и ворона ночи. Коршуна тьмы с белой куропаткой. Поедание мяса кровавого - совокупление!"

В чеченских и нгушских мифах появление жизни на земле связывают с белой птицей, из её помёта возникли вода, реки, растения; оскопив дионисийство, автор-вивисектор воспользовался "поеданием мяса кровавого..." и т.д.

Надоело!

Культурологическая интуиция и не бог весть какая чуткая, уловит блезненную одержимость мифотворца-песняра запросто. На месте. С первой страницы. Нет нужды особенно напрягаться также и для того, чтобы провести некоторые параллели и воспринять аналоги. Например, с государственным постромантизмом Эдуарда Багрицкого, смакующим смерть во имя ... С мрачными коричневыми красками "новой Германии" - "страна должна погибнуть и восстать из пепла". Кстати, метафизические "прозрения" Германии 30-х годов, пожалуй, стоят ближе всех к штучкам Ивана Оганова: кастрированный северный миф, привинченный к хребту Тибета; целенаправленная идеологическая и эстетическая некрофилия, якобы реабилитирующая прокисший национальный дух; агресивное атихристианство ...

Мне, закоренелому атеисту, всё случившееся доставило массу удовольствия - так их! - христиан и христианок. И я бы никогда не предпринял никаких попыток разоблачения - пусть хорёк передушит весь курятник, но самодовольство "Нового мира", осуществившего публикацию в трёх номерах журнала (претендует на религиозное возрождение, между прочим ...); но заявление Александра Гениса о том, что "Опустел наш сад" Оганова чудом не понал в финал "Букера-93"; но страшная неразборчивость "ЛГ", напечатавшей интервью Оганова; но его собственная убеждённость - не раскусят!; но внимание к специфическому духу газеты "День", в то время как "Новый мир" второй год успешно конкурирует с журналом "Элементы", - всё вместе взятое достигло едкой концентрации. И побудило меня написать то, что вы прочитали.

Чёрное семя в голубой обёртке - конфетка, преподнесённая читателю "национал-либеральным" изданием, - уже попала в употребление. Поздно кричать: - Но пасаран! Уже пасаран. Полный пасаран.

"С поднятыми чашками муж и жена тонут в бездне" (И. Оганов).
Tags: Независимая газета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment