На Солженицына каким мы его знали.
Тогда роль болезни станет видна и понятна; и станет понятным насколько эта болезнь сформировала,точнее, перекомпоновала характер и личность.
Поэтому начнём с неё. С болезни.
Seminoma
Причины.
Строго говоря, неизвестно от чего возникает семинома. По крайней мере, авторитетнейший академический источник "The physiologic basic of Surgery" (Third edition. Edited by J.Patrick O'Leary. Lippincott Willims&Wilkins) прямо говорит: "The etiology of testis tumors is unknown..." (p. 677). Хотя и добавляет: "but a close association exists with criptorchidism".
Иными словами, у новорожденных с неопущением яичка замечены более частые случаи семиномы. Но сказать, что неопущение яичка приводит к семиноме, или сказать, что хирургическое лечение неопустившегося в мошонку яичка предотвращает семиному, нельзя. Речь идёт именно об ассоциации. Она подмечена чисто эмпирически. Связь между неопущением яичка и семиномой ни одному человеку не известна.
Существуют разного рода спекуляции на этот счёт, в частности, одна говорит, что температура в брюшной полости выше, чем в мошонке - и именно эта разница температур приводит к опухоли. Но научного подтверждения ни одна из этих теорий не получила.
С развитием медицинской генетики всё чаще звучит мнение что, скорее всего, существует единый генетический фактор, ответственный за оба события - за неопущение яичка, и за возникновение опухоли. Но и этот фактор не был до сих пор выделен.
Seminoma - oпухоль редкая.
Действительно редкая.
Докладываются 2-3 случая ежегодно на 100 000 человек мужского населения. В основном между 17 и 30 годами. То есть болеют, главным образом, молодые мужчины.
Выявляется, как правило, на поздних стадиях. При диагнозе нередки далёкие метастазы - даже в области шеи, и в лёгкие.
Причины запущенной болезни - то что стесняются идти к врачу, не практикуют самоомосмотр, и то, что опухоль не болит. А раз не болит, то и к врачу не идут.
Лечение - орхиектомия. Отрезают яичко, по-просту говоря. С последующей радиоционной и химеотерапией. Для химии используется лекарство Блеомицин.
Прогноз - за редким исключением - хороший. Даже сильно запущенное заболевание, с отдалёнными метастазами в шею и легкие, вылечивается полностью в свыше чем 90% случаях.
Несмотря на то что лечение сохраняет жизнь, последствия его тяжелы. Удаление яичка, с последующим облучением, ставит под вопрос шансы на появление детей. Физическая травма усугубляется психологической - сознанием мужской неполноценности. Полукастрат - это и жалко, и стыдно и смешно.
Жить с сознанием собственной неполноценности невозможно. Соответственно, любой человек развивает механизмы адаптации, психологической компенсации, как раз на тот случай, когда его ego подвергается и претерпевает.
Механизмы психологической компенсации достаточно хорошо изучены и описаны. С их помощью сознание защищает свою целостность, поддерживает внутреннее равновесие, помогает сохранить самооценку.
Джордж Вайлант (George Vaillant) классифицировал защитные механизмы, подразделив их на зрелые и незрелые.
Пример зрелого механизма, скажем, альтруизм. Человек, перенесший орхиектомию, становится пропагандистом самоосмотров. Рассказывает историю своей болезни, и рассказывает другим о способах профилактики.
Или пример другого зрелого механизма, - подавление. Это когда тяжёлые мысли и настроение сознательно преодолеваются. Ключевое слово здесь "сознательно". То есть человек ни на секунду не обманывает себя, отдаёт себе отчёт в своём положении, и так же сознательно и твёрдо решает не становиться жертвой обстоятельств.
Среди незрелых механизмов - Вайлант описывает их во множестве - есть и такой: смещение. Эмоции переносятся с неприемлемого предмета на приемлемый.
Человек не хочет думать о том, что с ним произошло. Не хочет говорить и переживать на эту тему. Загоняет событие в подсознание, а горечь и боль от события изливает по совсем другим поводам. С событием внешне никак не связанным.
Нередко после орхиектомии пациенты озлобляются. Прямо или косвенно ищут виновных за то, что с ними произошло. Чаще всего виноватыми оказываются жена, дети или коллеги по работе.
Жена за то, не обеспечила качество половой жизни, дети - за то, что непослушные, вечно шумят, коллеги - курят в помещении. И хотя, очевидно, что ни одно из этих обстоятельств, если они даже и реальны, не могло привести к болезни, обвиняя близких, защитный механизм помогает выровнять самооценку. - Это не я смешной, жалкий, больной инвалид, это они, негодяи, довели меня до болезни и инвалидности. Они, преступники, во всём виноваты. Логики в этом нет, но есть убедительная эмоциональная энергия жестоко претерпевшего от жизни человека.
Главное заключается в том, что никого, кроме себя, убеждать не надо.
Вернее, можно убедить окружающих, что жена, дети и коллеги - негодяи, и это-то как раз и составляет открытую повестку. Но цель - подлинная цель - убедить себя, что сам-то на высоте, а это они ничтожества, это они довели, и они во всём виноваты.
Подлинная часть задания - самореабилитационная, - разумеется, остаётся в тени. Её не объявляют, таят от аудитории. Окружение думает, что выступает обличитель. Нравов или бытовых проблем, или государственных преступлений.
Борец с несправедливостью. Бесстрашный и неукротимый.
А он о другом, - о том, что яйцо отрезали: - Ааааааааа!
(продолжение следует)
________________________________________